16 АВГУСТА.ХЛЕБНЫЙ(ОРЕХОВЫЙ) СПАС.
ВЕЛЕС И МАРА.
«Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!»
За время трех спасов – Медового, Яблочного и Хлебного – собираются и покидают наши края перелетные птицы, заканчивается большинство полевых работ, закрепляются главные результаты летнего времени.
Последний из праздников спасов (хотя все сорок дней еще не прошли) – Ореховый, Хлебный или иначе Холщовый. По поверьям, к этому дню созревала лещина, а кроме того, пекли первый хлеб из нового урожая. А еще – с этого дня начинались ярмарки.Торговля, и в частности ярмарки, это следующий этап земледельческого кола года.
Очень важный этап и ответственный. То, что выращено, - уже собрано, посчитано и распределено (только-только прошла неделя Спожинок): что оставить себе, для семьи, для собственных нужд, чем обменяться с соседями или родичами, может – чем-то и долг отдать обещали, значит, и на возврат долгов предусмотреть, а вот это – это мы продадим, а деньги потом потратим на разное нужное, чего сами не выращиваем и делать чего не умеем. Или сложим в сундук, будем деньги копить – на дом новый, или чтоб прикупить скотину, или еще какого добра. А то и свадьбу сыграть, или всяких красивых лент да разных подарков полны руки набрать да одарить любимую, чтоб ахнула и растрогалась, а подружки ее заклятые обзавидовались. Словом, как сложится торг – от этого зависело многое. И само благополучие материальное, и отношения, и статус семейный, и возможности. Считай, зарплата – только на год вперед выданная, крутись-вертись как хочешь.
Собственно, вряд ли так уж пеклись о том, чтоб нини до хлебного спаса нового хлебушка, есть пределы разумного, и если прошлогодняя пшеница вся вышла, то голодать из принципа «до спаса низя, а иначе триндец» - полная несуразица. И неделя Спожинок была, с пирогами да всякими вкусностями, и именно с нового урожая. Но независимо от того, была уже лещина, или же нет, был уже новый хлеб на столе, или только-только собрали-смололи, именно 16 августа – день ритуального нового хлеба. В который вложили труд свой мужчины, работая в поле, и который замесят и выпекут женщины. Этот хлеб – символ достигнутого уровня благополучия, материальное воплощение результата трудов, общего вклада в семейное благоденствие и процветание дома. Потому это был не скромный хлебец или лепешка, как в любой другой день, а большой, разукрашенный каравай, круглый-румяный как солнышко, с хрустящей корочкой, душистый, воздушный, обязательно белый, пшеничный, который, возможно, не у каждого был ежедневно, но сейчас – это было условие обязательное.
Ибо это был и результат – и задел, задел на торговлю, на приход и прибыль денежную. А если стремишься удачу в дела свои завлечь и вплести, то будь добр, не скупись. Так, по обычаю, первому покупателю отдавали товар чуть дешевле, чем была названная цена – а что, будет рад человек, пожелает тебе удачи, здоровья и процветания, и деньги с этого, первого торга, шли в работу магическую, «на почин». В наши дни сохранился обычай, особенно на базарах, где торгуют сельчане: первой вырученной «деньгой» обметают весь товар на прилавке, чтоб пошло дело торговое, чтоб не залежался и не испортился, чтоб всякому покупателю нравилось и брал не глядя, быстро и не торгуясь, с радостью, с удовольствием, и всем была выгода, и продавцу, и тем, кто купит его товар.
А торговое дело – вотчина Велеса. Потому чествуется в этот день Велес как покровитель торговли, и потому – самый красивый кусок каравая на Хлебный спас – ему и подношение, и приглашение, дабы сила его вплелась в дела торговые, чтобы торг на ярмарке был удачным, чтоб все удачно сложилось, и в ярмарочное время, и после него, осенью и зимой. Сюда ж и холсты льняные, и всякая утварь ремесленная, которой пойдут на ярмарках торговать, и любое дело мастеровое, хоть гончарное, хоть бондарное, всякому мастеру и умение нужно в работе – но и удача в торговле. Так что в день этот сотворяли почин на дела и удачу все, кто собирался труд свой обменять на достойное вознаграждение.
Орешник, лещина – не просто так сохранились в народных обрядах Хлебного спаса. Это дерево тесно связано с Велесом, причем знающие применяют его по-разному. Кто-то использует для создания рун, амулетов, чиров, кто-то – прицельно настраивает под работу с Велесовой силой особые инструменты, сделанные из лещины, кто-то – создает из этого дерева охранные обереги. И всяко будет правильно, главное – чтоб понимание было, что да зачем, почему да как работает, ибо к глупости да невежеству нет у Велеса снисхождения, если назвался знающим – будь так добр, развивайся, учись, включай голову, и будет тебе и удача, и наставник найдется, или сам до всего дойдешь, своими стараниями и умом, а Велес направит.
Вот и выходит, что не только к торговому человеку, ремесленнику или же земледельцу, который собрался на ярмарку, был важен Хлебный/ореховый спас. Для ведающих, для волхвов и ведуний – этот день тоже особенным был.
Обрядов, связанных с Марой, на самом деле не так уже много и сохранилось, и дней спасов это тоже касается. Не ее это время, но это не значит, что Мары нет и не будет до самой зимы. Просто торговля и обереги – многим, если не всем, дело нужное и посильное. А вот с Марой – не Марой-зимой, не смертью-Мареной, а Марой-ведуньей – дело имели очень немногие. Ибо не только в знаниях дело, но и в особом складе ума, понимании, где вмешаться – а где в сторону отойти, где помощью нужное дело сделаешь – а где навредишь только, вроде как и спасешь, но та помощь еще большей бедой обернется. Словом, кто ведал – тот не болтал и не хвастался на каждом углу, и какие обряды творил – то было традицией, передаваемой от наставников ученикам. Или же собственным знанием, у Мары полученным напрямую, то есть тем более «не для всех» и не для всеобщего оглашения.
Однако сказанное не означает, что работа на силе Марены в этот день только «для избранных». Скорее – она будет разной для разных людей. Кто ведовством не в шутку, не для развлечения, занялся, а осознал, что это призвание (или тем более, основная работа) – те работают на свою силу, на развитие умений своих, подновляют ранее сделанную на силе Марены работу. А кто в делах магических только краем – так у тех работа на избавление и сброс неудачи в делах, что особенно актуально перед началом ярмарочных торгов. Не обязательно, чтоб в ритуалах фигурировала сама Марена или призыв к ней, или даже чир ее, достаточно и того, что это – работа на избавление, разрушение прежнего, чистка перед решительным шагом на новый уровень благополучия.
Что касается магической практики, в третий спас – окончательно завершается работа с растущими ритуалами и работы на силе растений как таковых, применительно к благополучию. С этого дня – приоритет за работой с деньгами (монетами, купюрами, ценностями типа слитков и украшений), работа с товаром, и особенно в наши дни это важно ремесленников, для тех, кто созидает своими руками изделия. Практикующие магию – аналогично, в этот день сотворяют почин на дела колдовские, на прибыль денежную от их колдовской работы.
Кроме того, очень уместна работа, направленная и на общие защиты, и на конкретно защиту денежной сферы – понятно, ярмарка не только время торгов, но и лихие люди тоже не прочь поживиться: кто в карман за кошельком полезет в толпе, на торгу, кто подстережет дом без хозяев, пока те в отлучке, а кто и на дороге с ярмарки остановит, чтоб обобрать до нитки. Одной удачи в делах недостаточно, чтоб пережить грядущую осень и зиму, нужно еще и отвести угрозы с пути, да достаток, трудом заработанный, сохранить. Потому и так много осталось в народе обычаев, связанных с оберегами на защиту – и дома, и личную – через лещину (ветки, орехи, все идет в ход) в Ореховый спас. Обходили дом, причем зачастую не просто сам дом, но вместе с двором, по внешнему контуру, с веткой орешника, так чтоб лихие люди мимо прошли и не обратили внимания. Или даже если не люди – так тем более, где Велесова защита, там темные остерегутся озорничать, чревато. Если защиты на силе Марены – то это работа с ветками бузины и зеркалами, но такая работа уже делалась практиками, обычному человеку в наше время тем более сложно перестроить свое восприятие Мары со страшной-ужасной смерти – на Марену-ведунью, со страшной-ужасной нави – на просто поток разрушения, который можно не только во вред, но и во благо направить. Словом, соразмеряйте свои умения и возможности, известное и неизвестное, в чем уверены – и где сомневаетесь.
И – непременно, с надеждой и воодушевлением работайте на удачу, а всякую гадость из прошлого опыта, негативные ожидания и мрачное настроение – сбрасывайте, избавляйтесь от этой наноси, время весьма подходящее, и результат не замедлит. Радогощ близится, а значит - что оставите в доме, внутри контура, к этому времени (и хорошее, и плохое), с тем и зимовать придется.
#СилаДревних#Руны#Магия#СевернаяТрадиция#СлавянскиеПраздники#16августа#ХлебныйОреховыйСпас#ВелесМара